Sofirn SP30A - фонарь на 18650 со встроенной USB зарядкой

Рано или поздно в жизни наступает момент, когда вдруг резко надоедает что-то старое и до боли знакомое, и хочется попробовать что-то новенькое. Такая мысль однажды посетила меня, когда я в очередной раз извлекал аккумулятор из своего EDC фонарика для зарядки. Тут мне удачно попался на глаза Sofirn SP30A со встроенной зарядкой, о нем я вам сейчас и расскажу

Заявленные характеристики

По китайским меркам весьма скромные, здесь нет никаких over 9000 люмен или водонепроницаемости на глубине Марианской впадины, все заявленное похоже на правду с первого взгляда:
• Светодиод: Cree XP-L с цветовой температурой 5350-5700K
• Количество режимов: 6 (Turbo, High, Mid, Low, Moonlight + скрытый строб, активируемый по длительному нажатию на боковую кнопку)
• Яркость соответственно: 1000, 700, 400, 100, 1 люмен (дальше проверим, так ли это)
• Защита от неправильной полярности: есть, проверено (по собственной тупости)
• Защита от убийства аккумулятора (фонарь отключается на 2.8В)
• Материал: «аэрокосмический» алюминий с каким-то дофига охренительным анодированием (тут все на совести производителя)
• Хвостовая кнопка: прямого клика, можно мигать морзянку, режимы переключаются только боковой кнопкой (диванным выживальщикам посвящается)
• Боковая кнопка с индикацией уровня заряда аккумулятора
• Заявлена постоянная яркость без ШИМ-а, но здесь есть нюансы, об этом ниже
• Стекло с просветлением
• Боковая клипса
• Вес без аккумулятора: 100 грамм
• Размеры: 150×26×26мм

Внешний вид и комплектация

Фонарь доступен в двух комплектациях: без аккумулятора в комплекте и с ним. Себе я заказал «нищебродскую» комплектацию, поскольку ненужных банок 18650 у меня накопилось достаточно. Сие осветительное устройство приходит в типичной для софирнов картонной коробке, в которой помимо самого фонаря имеется USB-microUSB шнур длиной 30см и пара запасных уплотнительных колец:

На вид фонарь выглядит симпатично, особую изюминку добавляет закос под ребра охлаждения по бокам:


Накатка на корпусе очень похожа на конвоевскую, но ячейки немного крупнее. На меня, как на перфекциониста, этот регулярный узор оказывает гипнотизирующее действие)

На хвосте есть отверстия для темляка, но они одинарные, поэтому темляк будет снижать устойчивость фонаря на хвосте:

Рефлектор гладкий, алюминиевый. Светодиод заявлен просто как XP-L с цветовой температурой 5350-5700K. Я не силен в гаданиях и предсказаниях, но что-то мне подсказывает, что это какой-нибудь XP-L V2 3D. В любом случае светит нейтрально белым, без намека на желтизну/зелену/синеву:

Сбоку находится разъем для зарядки, прикрытый массивной и очень эластичной резинкой:


Производитель заявляет класс водонепроницаемости IPX8, кратковременное погружение на глубину до 1м эта резинка выдержит без проблем, а вот плавать с этим фонарем я бы не советовал. На диаметрально противоположной стороне находится полупрозрачная силиконовая кнопка переключения режимов:

В процессе работы она подсвечивается разным цветом в зависимости от текущего уровня заряда аккумулятора:

Зеленый цвет — напряжение > 3.5В, оранжевый — > 3.2В, красный — < 3.2В, при падении напряжения ниже 2.9В кнопка начинает мигать, и при напряжении ниже 2.8В фонарь отключается. Если использовать в фонаре дохлые аккумуляторы, то индикатор практически никогда не горит зеленым — сразу после включения переходит на оранжевый.
Клипса очень жесткая:

Стекло с фиолетовым просветлением:

Sofirn SP30A, как таковой, является прямым конкурентом S-серии Convoy, поэтому здесь и далее я буду сравнивать сабж с, пожалуй, самым народным Convoy S2+:

SP30A больше конвоя как в длину, так и в диаметре:

Из-за этого не получится использовать некоторые аксессуары конвоев, например, тот же рассеиватель не налазит. Но есть приятное исключение: в хвост идеально влезает магнитное кольцо, даже клеить не нужно:

Вот только из-за большей длины фонаря оно совсем не держит его на вертикальных поверхностях, но на горизонтальных все отлично.

Технические подробности

Сразу скажу, что полной расчлененки не будет, и виной тому не моя лень, а намертво заклинившая прижимная шайба драйвера, кстати, вот она до всех моих попыток ее раскрутить:

Я сначала сломал пинцет, затем раскурочил саму шайбу круглогубцами, изрезал все руки ребрами фонаря и содрал местами анодирование, но так и не смог сдвинуть эту хрень ни на миллиметр. Саботаж производителя, или просто мне не повезло? В любом случае внутренности драйвера увидеть не судьба, но можно предположить, что скорее всего там импульсная понижайка, т.к. сколь-нибудь заметного на глаз ШИМ-а в данном фонаре вообще нет.
А вот кнопка оказалась более податливой:


Здесь стоит кнопка прямого клика. Тайлкап (резинка кнопки) по размерам совпадает с конвоевским, но внутри у него нет «пенька», так как сама кнопка длинная.
Благодаря пружинам на драйвере и на кнопке в фонарь одинаково хорошо лезут как защищенные, так и незащищенные аккумуляторы:

Рефлектор гладкий, сделан из алюминия. Диаметр рефлектора — 22мм, длина — 16мм, диаметр стекла — 22мм. Стекла и рефлекторы от S2+ (слева) так же в пролете:

Светодиод размещен на обычной алюминиевой подложке диаметром 16мм:

Обычно в китайских фонарях совсем нет термопасты, но видимо Sofirn впал в противоположную крайность и заливает этой термопастой все, что только можно.

Под светодиодом мы видим что-то до боли знакомое, точно такая же ямка была у Sofirn K03. И если в случае K03 было не о чем переживать из-за малой мощности, то в SP30A эта ямка может ускорить деградацию светодиода. Но с другой стороны, здесь нет пилюли, теплоотвод осуществляется напрямую на корпус фонаря, поэтому ничего страшного случиться не должно, а если поставить светодиод на медную DTP подложку, то про ямку можно вообще забыть.

Зарядка

Осуществляется во включенном состоянии. Если попытаться поставить на зарядку выключенный фонарь, то боковая кнопка будет быстро мигать оранжевым и зеленым цветом. Как вы наверно догадываетесь, пользоваться фонарем во время зарядки нельзя, он полностью отключается. В самом начале зарядки фонарь кушает около 1А:

По мере заряда ток падает:

Полная зарядка 3400мАч панасоника в фонаре заняла 4.5 часа, об окончании зарядки сигнализирует зеленый цвет кнопки.

Режимы работы

В фонаре всего 6 режимов работы, один из них — скрытый строб, активируемый по удержанию боковой кнопки в любом другом режиме. Турбо режим имеет таймер на 3 минуты, после чего фонарь автоматически переходит на режим High. В свою очередь высокий режим так же имеет таймер на 30 минут, по истечению которого включается средний режим. Турбо-таймер оказался чрезвычайно удобной вещью, потому что с одной стороны за 3 минуты фонарь не успевает катастрофически разогреться, с другой — EDC фонарем редко кто светит непрерывно дольше трех минут на максимальном режиме. За эти 3 минуты в турбо режиме корпус фонаря успевает разогреться с комнатных 25°C до 40°C.

Замеры токов на всех режимах таковы:
• Turbo — 2400-2800мА в зависимости от аккумулятора
• High — 700мА
• Mid — 250мА
• Low — 50мА
• Moonlight — 1мА

Исходя из этого, можно прикинуть реальные яркости режимов в люменах:
• Turbo — 900-1000 люмен
• High — 300 люмен
• Mid — 120 люмен
• Low — 50 люмен
• Moonlight — 1 люмен

Лично мне не совсем понравилась такая расстановка режимов, между Turbo и High прямо какая-то пропасть. Еще более нелепо выглядит таймер на High режиме, при таком токе энергоэффективный XP-L практически не греется, фонарь тупо 30 минут стоит холодный, и потом переходит на Mid режим. Зачем? Со стабилизацией яркости тоже не совсем понятно, она если и есть, то только до 3.5В на аккумуляторе, дальше токи потребления начинают стремительно падать вместе со световым выхлопом.

Сильно понравился мунлайт режим, в котором фонарь может непрерывно проработать от 3400мАч банки почти полгода:

Очень приятная особенность фонаря — ни в одном режиме работы нет даже намека на ШИМ. Вообще. Даже в мунлайте:

Не говоря уже про другие режимы:

Фонарь не издает при работе никаких посторонних звуков ни на одном режиме, вообще полный штиль.

Сравнение с Convoy S2+

Перейдем к испытаниям, сравнивать будем с серым S2+, в котором стоит драйвер на 8*7135 (2800мА) и Nichia 219C. По сравнению с конвоем у SP30A чуть более выраженный хотспот, все благодаря гладкому рефлектору:

Сравним яркости, посветив в потолок:

Полный паритет, причина в том, что XP-L несколько эффективнее ничии. Посветим вдаль:

Отличие лишь в оттенках, ничия более розовая, XP-L — более желтый. Основные 4 режима SP30A (мунлайт не рассматриваем, им разве что в замочную скважину в упор светить):

Посмотрим, как фонари ведут себя на улице. До деревьев порядка 20 метров. Sofirn SP30A:

Convoy S2+:

Лицом к лицу на максимальных режимах:

Sofirn SP30A (на слабых режимах ББ сплоховал):

Convoy S2+:

Лицом к лицу: